Коммерсантъ,
7 сентября 2022 г.
Полисы-спутники
680 просмотров
В последнее время участились жалобы клиентов страховых компаний на навязывание дополнительных продуктов к полисам ОСАГО. Эксперты отмечают, что практика могла стать популярной на фоне падения сборов премий в этом сегменте. Однако навязывание продуктов незаконно и грозит компании штрафами, а клиенты могут от них отказаться в течение двух недель.
В конце лета участились случаи навязывания страховыми компаниями (СК) клиентам дополнительных продуктов к ОСАГО, следует из данных «Банки.ру». В августе появились десятки таких жалоб, тогда как раньше счет шел на единицы.
Так, клиенты «Югории» жалуются, что оформить ОСАГО онлайн невозможно, а в офисе менеджеры отказываются продавать ее без дополнительных услуг. С такой практикой сталкиваются и клиенты «Согласия». «Астро-Волга», по словам потребителей, оформляет дополнительную страховку без предупреждения.
Судя по отзывам, клиентам навязывают каско, страхование жизни, недвижимости и т. д., иногда дополнительная страховка прибавляет до 50% к цене полиса ОСАГО.
В ЦБ подтверждают обращения клиентов страховщиков о попытках навязывания дополнительных договоров добровольного страхования при реализации полисов ОСАГО. Но утверждают, что «число таких жалоб незначительно» и нет «существенного различия между июлем и августом». Вместе с тем, признают в ЦБ, так как полис ОСАГО является обязательным и управление транспортным средством без него запрещено, многие потребители соглашаются с такими предложениями.
По данным ЦБ за первое полугодие этого года, число жалоб на страховщиков выросло на треть, почти до 28 тыс. шт. При этом на ОСАГО пришлось около 80% жалоб.
В страховых компаниях не согласны с претензиями клиентов. В «Астро-Волге» уверяют, что «спокойно можно купить ОСАГО без каких-либо допов и на сайте, и у агента». В оформлении электронного полиса ОСАГО участвуют несколько информационных систем, и при неработоспособности одной из них могут возникать ошибки оформления или оплаты, поясняют в «Югории», при этом страховой полис можно купить в офисах компании. В «Согласии» не ответили на запрос “Ъ”.
Эксперты сходятся во мнении, что компании могли навязывать допуслуги на фоне ухудшения финансовых результатов в сегменте. По итогам первого полугодия 2022 года часть страховщиков уже показала снижение премий в сегменте ОСАГО (см. “Ъ” от 28 июля).
Старший директор рейтингов финансовых компаний НРА Татьяна Никитина отмечает, что негативная практика связана с низкой или отрицательной рентабельностью ОСАГО по отдельным категориям страхователей даже с применением максимальной базовой ставки и коэффициентов. Управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Алексей Янин отмечает, что основные причины этого связаны с ростом стоимости ремонта автомобилей из-за подорожания запчастей и их дефицита, трудностей с импортом запчастей.
Директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов указывает, что с апреля 2021 по март 2022 года в нескольких регионах выплаты (без учета расходов на ведение дела) превзошли собранные премии. Поэтому в практику продаж внедряют страховые продукты с низкой клиентской стоимостью, для того чтобы в целом по портфелю рентабельность не уходила в отрицательную зону, поясняет эксперт.
Юристы и правозащитники подчеркивают, что навязывание дополнительных продуктов к ОСАГО незаконно. Руководитель проекта «За права заемщиков» Евгения Лазарева отмечает, что это чревато отзывом лицензии СК. По словам адвоката Pen & Paper Романа Пархоменко, за навязывание услуг при заключении договора обязательного страхования предусмотрена административная ответственность в виде штрафов в 20–50 тыс. руб. на должностных лиц и в размере 100–300 тыс. руб. на юрлиц.
В случае проблем можно обратиться в региональные управления ФАС и ЦБ с жалобами на страховщика, уточняет господин Пархоменко. А если ненужная страховка все же оформлена, добавляет член высшего координационного совета КонфОП Диана Сорк, от нее можно отказаться в течение 14 дней.
Юлия ПОСЛАВСКАЯ
Вся пресса за 7 сентября 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Антимонопольная политика
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|